Схемы и таблицы наглядно представляют основные понятия законодательства о защите прав потребителя.
Они помогут Вам быстро освежить в памяти необходимую информацию и решить, как следует вести себя в той или иной ситуации, какие права Вы имеете, какие требования Вы можете предъявить, если Ваши права нарушены, кому и в течение какого срока.
Сроки ответственности
На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков Вы имеете право предъявлять претензии и требовать возмещения убытков.
Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.
Право на информацию
Вы имеете право на необходимую и достоверную информацию о приобретаемых Вами товарах или услугах.
Если Вам была предоставлена ненадлежащая информация и поэтому Ваше приобретение оказалось неудачным, то Вы вправе потребовать возмещения убытков, расторжения договора и др.
Гарантийный срок и как он исчисляется
Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (работы).
Гарантийный срок (кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель -> Продавец (дополнительную гарантию)
Единицы измерения: единицы времени и др. (км, м)
Гарантийный срок для товара с недостатками -> Гарантийный срок продлевается на время ремонта -> После замены товара гарантийный срок начинается заново
Гарантийный срок с какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.
В случаях если сезонный товар -> с начала сезона.
Если товар куплен по почте или образцу -> Со дня доставки -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Если товар куплен со сборкой или установкой -> со дня сборки (установки) -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Срок годности - это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Срок годности (кто устанавливает) -> Изготовитель, исполнитель
Должен устанавливаться в обязательном порядке на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и т.п.
Если срок годности не установлен -> для товаров разумный срок, в пределах 2-х лет -> Для работ (услуг) разумный срок в пределах 2-х лет, - 5 лет для недвижимости.
Исчисляется либо периодом времени со дня его изготовления, либо до определенной даты.
Запрещается реализация товаров (работ) с просроченным сроком годности; без установленного срока годности, если он должен быть установлен.
Срок службы и как он исчисляется
Текстовое описание схемы:
Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать возможность использования товара (работы) по назначению; - нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Срок службы (Кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель
Должен устанавливаться в обязательном порядке -> Если товар (работа) по истечении опред. периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинять вред.
Если не установлен -> 10 лет.
С какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.
Если сезонный товар - с начала сезона.
Если куплен по почте или образцу - со дня доставки, если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Если со сборкой или установкой - со дня сборки (установки), если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.
Ваши права в течение срока службы
Ваши права (обычно) -> Право на ремонт и техническое обслуживание.
По истечению 2 лет - если обнаружены существенные недостатки по вине изготовителя -> Требование безвозмездного устранения недостатков (в срок до 20 дней), если не выполнено в срок или недостаток неустранимый -> Требования: - возмещения Ваших расходов на устранение недостатков; - замена на товар аналогичной марки; - возврат товара.
Требования только изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).