Основные понятия законодательства о защите прав потребителей

Схемы и таблицы наглядно представляют основные понятия законодательства о защите прав потребителя.

Они помогут Вам быстро освежить в памяти необходимую информацию и решить, как следует вести себя в той или иной ситуации, какие права Вы имеете, какие требования Вы можете предъявить, если Ваши права нарушены, кому и в течение какого срока.

 

Сроки ответственности

На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем.   В течение этих сроков Вы имеете право предъявлять претензии и требовать возмещения убытков.

Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками.

 

Право на информацию

Вы имеете право на необходимую и достоверную информацию о приобретаемых Вами товарах или услугах.

Если Вам была предоставлена ненадлежащая информация и поэтому Ваше приобретение оказалось неудачным, то Вы вправе потребовать возмещения убытков, расторжения договора и др.

 

Гарантийный срок и как он исчисляется

Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (работы).

Гарантийный срок (кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель -> Продавец (дополнительную гарантию)

Единицы измерения: единицы времени и др. (км, м)

Гарантийный срок для товара с недостатками -> Гарантийный срок продлевается на время ремонта -> После замены товара гарантийный срок начинается заново

Гарантийный срок с какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.

В случаях если сезонный товар -> с начала сезона.

Если товар куплен по почте или образцу -> Со дня доставки -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.

Если товар куплен со сборкой или установкой -> со дня сборки (установки) -> если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.

 

Срок годности - это период, по истечении  которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Срок годности (кто устанавливает) -> Изготовитель, исполнитель

Должен устанавливаться в обязательном порядке на продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и т.п.

Если срок годности не установлен -> для товаров разумный срок, в пределах 2-х лет -> Для работ (услуг) разумный срок в пределах 2-х лет, - 5 лет для недвижимости.

Исчисляется либо периодом времени со дня его изготовления, либо до определенной даты.

Запрещается реализация товаров (работ) с просроченным сроком годности; без установленного срока годности, если он должен быть установлен.

 

Срок службы и как он исчисляется

Текстовое описание схемы:

Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать возможность использования товара (работы) по назначению; - нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Срок службы (Кто вправе устанавливать) -> Изготовитель, исполнитель

Должен устанавливаться в обязательном порядке -> Если товар (работа) по истечении опред. периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинять вред.

Если не установлен -> 10 лет.

С какого дня исчисляется -> Обычно со дня передачи потребителю, если нельзя установить день - со дня изготовления.

Если сезонный товар - с начала сезона.

Если куплен по почте или образцу - со дня доставки, если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.

Если со сборкой или установкой - со дня сборки (установки), если нельзя установить этот день - со дня заключения договора.

 

Ваши права в течение срока службы

Ваши права (обычно) -> Право на ремонт и техническое обслуживание.

По истечению 2 лет - если обнаружены существенные недостатки по вине изготовителя -> Требование безвозмездного устранения недостатков (в срок до 20 дней), если не выполнено в срок или недостаток неустранимый -> Требования: - возмещения Ваших расходов на устранение недостатков; - замена на товар аналогичной марки; - возврат товара.

Требования только изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).