На основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и в целях совершенствования порядка предоставления в городе Байконур государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления в городе Байконур государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
2. Управлению финансов администрации города Байконур (Лапина М.В.) предусматривать расходы в бюджете города Байконур, связанные с реализацией настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты администрации города Байконур:
3.1. Постановление Главы городской администрации от 5 апреля 2001 г. № 105 «Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноким гражданам, проживающим в г. Байконур».
3.2. Постановление Главы администрации города Байконур от 21 ноября 2001 г. № 421 «О порядке предоставления государственной социальной помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в г. Байконур».
3.3. Постановление Главы администрации города Байконур от 15 октября 2002 г. № 347 «О размере государственной социальной помощи».
4. Государственному учреждению «Редакция городской газеты «Байконур» (Ходаковская А.В.) установленным порядком опубликовать настоящее постановление в газете «Байконур».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации Петренко А.П.
1.2. Целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан города Байконур; адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на эти цели.
1.3. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума установленного в целом по Российской Федерации.
1.4. Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджета города Байконур.
1.5. Государственная социальная помощь оказывается единовременно или на период не менее трех месяцев.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума установленного в целом по Российской Федерации, за счет средств бюджета города Байконур социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, вышеуказанным категориям лиц.
Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджета города Байконур.
Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Семья – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Малоимущая семья – это объединение лиц, связанных отношениями родства и (или) свойства, зарегистрированных и (или) проживающих на одной жилой площади и ведущих совместное хозяйство, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства в целях личного потребления, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации.
Малоимущий одиноко проживающий гражданин – гражданин, самостоятельно ведущий домашнее хозяйство, не имеющий других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства или месту пребывания, и имеющий по не зависящим от него причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
3. Виды оказания государственной социальной помощи
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
4. Порядок приема граждан
4.1. Предварительное собеседование, разъясняющее права и обязанности получателя государственной социальной помощи.
4.2. Прием заявления и полного пакета документов, определяющих право на получение государственной социальной помощи.
4.3. Расчет суммы государственной социальной помощи и распределения ее по видам. В случае имеющейся задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги государственная социальная помощь назначается на погашение задолженности полностью или частично, до полного погашения задолженности.
5. Порядок предоставления
государственной социальной помощи
5.1. Государственная социальная помощь назначается решением Управления социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
5.2. Государственная социальная помощь предоставляется с месяца подачи заявления. Если срок проверки сведений заявителя превысил установленные сроки (10 или 30 дней) по вине Управления социальной защиты населения, то государственная социальная помощь назначается с месяца подачи заявления. Если срок проверки сведений заявителя превысил установленные сроки (10 или 30 дней) по вине самого заявителя, то государственная социальная помощь назначается с месяца завершения проверки сведений заявителя.
5.3. Государственная социальная помощь предоставляется на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в Управление социальной защиты населения, в котором заявителем указываются причины обращения за государственной социальной помощью, а также необходимые сведения: о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности с приложением документов подтверждающих указанные сведения.
Форма заявления для предоставления государственной социальнойпомощи устанавливается Управлением социальной защиты населения.
5.4. Ответственность за достоверность и полноту предоставляемых сведений и документов, являющихся основанием для назначения выплаты государственной социальной помощи, возлагается на заявителя.
5.5. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой комиссией по назначению государственной социальной помощи при Управлении социальной защиты населения (далее - Комиссия) самостоятельно. Положение о Комиссии, а также ее состав утверждаются приказом начальника Управления социальной защиты населения. По итогам проверки Комиссией оформляется акт материально-бытового обследования малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан.
5.6. Решение вопроса о назначении государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам с нестандартными ситуациями принимается Комиссией при наличии акта материально-бытового обследования.
5.7. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. В случае установления фактов о предоставлении организациями неполной или заведомо ложной информации, на организации, выдавшие документы, содержащие недостоверные сведения, и при условии назначения по ним государственной социальной помощи уплаченные суммы могут быть удержаны с виновной стороны.
5.8. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме заявителю Управлением социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) Управление социальной защиты населения в указанный срок направляет предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ даётся заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
5.9. Прием заявления с представленными документами осуществляется отделом социальных выплат Управления социальной защиты населения с 1 по 25 число включительно каждого месяца.
Для назначения государственной социальной помощи гражданам, обратившимся в отдел социальных выплат Управления социальной защиты населения, необходимо представить следующие документы:
документ, удостоверяющий личность;
заявление;
справку о составе семьи;
копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье отдел социальных выплат Управления социальной защиты населения учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
справку о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
справки о доходах каждого члена семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения;
сведения о размере полученных компенсационных выплат (детские пособия, суммы льгот и размер компенсации за посещение детей детских дошкольных учреждений, размер компенсации и сумма субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг);
трудовую книжку (для не работающих граждан и пенсионеров);
справку о размере пособия по безработице;
банковские реквизиты счетов имеющихся в выбранных получателями государственной социальной помощи банках.
5.10. Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
5.11. Документы, предусмотренные пунктами 5.9 настоящего Порядка, могут направляться по почте. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за государственной социальной помощью считается дата получения документов Управлением социальной защиты населения. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.
5.12. При отсутствии документов о доходах отдельных членов семьи, место пребывания которых неизвестно, либо признаны безвестно отсутствующими, размер государственной социальной помощи определяется без учета вышеперечисленных лиц.
5.13. При отсутствии доходов у отдельных членов семьи вследствие их психического заболевания, наркотической или алкогольной зависимости, больных туберкулезом, подтвержденных соответствующими медицинскими документами, размер государственной социальной помощи определяется с учетом всех членов семьи.
При отсутствии документального подтверждения наличия у граждан перечисленных заболеваний размер государственной социальной помощи определяется без учета указанных лиц.
5.14. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода производятся на основании сведений, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи и подтвержденных соответствующими документами или результатами проведенного комиссионного обследования.
5.15. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
5.16. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (с изменениями).
5.17. Прожиточный минимум семьи или одиноко проживающего гражданина определяется величиной прожиточного минимума по основным социально-демографических группам населения, установленной в целом по Российской Федерации.
5.18. В случае предоставления государственной социальной помощи в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной Управлением социальной защиты населения при расчете размера государственной социальной помощи, излишне выплаченные средства добровольно возвращаются получателем, а недоплаченные средства выплачиваются получателю в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.
Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение государственной социальной помощи.
При отказе от добровольного возврата указанных денежных средств Управление социальной защиты населения истребует их в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Отказ в предоставлении государственной социальной помощи
6.1. В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности Управление социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи содержащее правовое основание отказа направляется по почте или лично вручается заявителю.
Отказ в предоставлении государственной социальной помощи не лишает гражданина или семью права обратиться вновь с заявлением о предоставлении социальной помощи в случае изменения обстоятельств.
6.2. Отказ в предоставлении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в суде.
государственной социальной помощи
7.1. Заявитель обязан известить Управление социальной защиты населения об изменениях, являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
7.2. В случае установления Управлением социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый Управлением социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
8. Размер и расчёт государственной социальной помощи
8.1. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам составляет разницу между суммой величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам, установленного Правительством Российской Федерации и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
8.2. Расчет среднедушевого дохода малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам производится исходя из суммы доходов за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).
При расчете государственной социальной помощи вводится величина понижающего коэффициента, зависящего от численности семьи:
Зависимость понижающего коэффициента от численности семьи
|
Количественный состав семьи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Значение понижающего коэффициента
|
1,0
|
0,89
|
0,81
|
0,75
|
0,71
|
0,68
|
0,67
|
0,67
|
Размер государственной социальной помощи, назначенной на одного члена малоимущей семьи или малоимущему одиноко проживающему гражданину в соответствии с настоящим Порядком, не должен превышать 1000 рублей в месяц и не более 6000 рублей в календарном году.
8.3. При предоставлении государственной социальной помощи вводится понятие – экономический потенциал семьи.
Экономический потенциал семьи предусматривает дополнительный устойчивый доход трудоспособных членов семьи, который семья не получает, но могла бы получать, если бы рационально в данной экономической среде распорядилась трудовыми возможностями членов семьи - дополнительный доход (надомный труд; наличие транспортных средств; алименты, которые один из родителей обязан выплачивать на содержание несовершеннолетних детей, но не взыскиваемые родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей и др.).
8.4. В целях недопущения неправомерного получения государственной социальной помощи и иждивенческого отношения к государственным средствам, в ряде случаев при повторном обращении семьи или одиноко проживающих граждан, государственная социальная помощь назначается только нетрудоспособным гражданам (дети до 18 лет, инвалиды 1 и 2 групп, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, пенсионеры по возрасту).
Исключить возможность предоставления государственной социальной помощи семьям, в состав которых входят:
граждане, сдающие жилье в поднаем;
граждане с незадекларированными в налоговой инспекции доходами от торговли и индивидуальной деятельности;
не работающие, но трудоспособные члены семьи после 18 лет (кроме студентов очной формы обучения до 23 лет), не состоящие на учете в центре занятости в качестве безработного;
гражданам, имеющим и воспитывающим несовершеннолетних детей одним из родителей и не взыскивающим алименты с другого родителя на содержание несовершеннолетних детей;
трудоспособному малоимущему одиноко проживающему гражданину либо одному из трудоспособных членов малоимущей семьи, не воспользовавшихся возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством (заработной платы, пенсии, алиментов, различных пособий, компенсационных выплат и т.д.).
9. Порядок и сроки выплаты государственной социальной помощи, перечисления денежных сумм на банковские счета граждан
9.1. Управление социальной защиты населения формирует банк данных о лицах, получивших государственную социальную помощь и ежемесячно назначает гражданам государственную социальную помощь на основании действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов администрации города Байконур и настоящего Порядка и выплачивает назначенную государственную социальную помощь с месяца, следующего за месяцем подачи заявления и всех необходимых документов.
9.2. Управление социальной защиты населения организует перечисление денежных средств до 10 числа следующего месяца на банковские счета граждан или доставку почтой.
9.3. Государственная социальная помощь, назначенная на погашение задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячно до 10 числа перечисляется на счета предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
10. Ответственность должностных лиц за назначение и выплату государственной социальной помощи
Ответственность при расчете государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам возлагается на специалиста по назначению государственной социальной помощи отдела социальных выплат Управления социальной защиты населения.