Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 232-О
"О прекращении производства по делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории города Байконура" в связи с запросами группы членов Совета Федерации и Правительства Республики Башкортостан"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Л.М. Жарковой, судей Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, рассмотрев в заседании палаты вопрос о прекращении производства по делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 747 "Об утверждении Правил предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории города Байконура", установил:
Правилами, определяющими порядок предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрированным на территории города Байконур и вставшим на налоговый учет в управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Байконур, предусмотрено следующее:
налоговые льготы предоставляются по решению главы администрации города Байконур на основании полномочий, предоставленных ему Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирование и статусе его органов исполнительной власти, и в соответствии с данными Правилами (пункт 2);
налоговые льготы предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям при одновременном соблюдении ими следующих условий: наличие помещений, имущественных, производственных или других комплексов, необходимых для производства товаров, работ, услуг, расположенных на территории города Байконур (включая космодром Байконур); реализация продукции, работ, услуг на территории города Байконура (включая космодром Байконур) (пункт 3);
налоговые льготы не предоставляются по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу (взносу), таможенным пошлинам и другим федеральным налогам и сборам (пункт 4);
налоговые льготы, предоставляемые на территории города Байконур, не могут носить индивидуальный характер (пункт 5).
Заявители полагают, что постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 747 противоречат статьям 15 (часть 4), 55 (часть 3), 57, 75 (часть 3), 85 (часть 2), 114 (пункт "ж" части 1 и часть 2) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, как изданное ненадлежащим субъектом, а также по содержанию норм, по форме нормативного акта, по порядку введения его в действие, с точки зрения закрепленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.
2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (статья 57); федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3).
Раскрывая содержание понятия "законно установленные налоги и сборы", Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установить налог или сбор можно только законом и только путем прямого перечисления в нем существенных элементов налогового обязательства (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области. Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, и от 11 ноября 1997 года N 16-П по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и др.).
Что касается льгот по налогам и сборам, которыми признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то обязательность их установления для тех или иных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Такие льготы не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, - исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу (сбору) и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых с точки зрения законодателя случаях, и их отсутствие не влияет на оценку законности установления налога.
По мнению заявителей, оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации противоречит статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, поскольку утвержденные им Правила, вопреки Соглашению от 23 декабря 1995 года, запрещают предоставление индивидуальных налоговых льгот и льгот по федеральным налогам и сборам.
Между тем этот довод не может быть принят во внимание Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку, во-первых, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации), а во-вторых - решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 11 марта 2004 года установлено, что пункт 4 Правил соответствует Соглашению от 23 декабря 1995 года.
Что касается пункта 2 оспариваемого постановления, согласно которому ранее принятые главой администрации города Байконур решения по предоставлению налоговых льгот, противоречащие данному постановлению, прекращают свое действие со дня его вступления в силу, то он не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщиков, поскольку право на налоговые льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.
4. Положения указанных Правил воспроизводятся в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 64), Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" (статья 62), Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год" (статья 58) и Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год" (статья 46), которые в силу статей 4 (часть 2) и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации имеют верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Город Байконур является функционирующей в условиях аренды административно-территориальной единицей Республики Казахстан и в отношениях с Российской Федерацией наделен статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Соглашения от 23 декабря 1995 года). Следовательно, приведенные конституционные предписания действуют и на территории города Байконур, а органы государственной власти, граждане и их объединения, находящиеся на его территории, в силу статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
Верховенство и прямое действие указанных норм федеральных законов о федеральном бюджете - при том, что их содержание, по существу, совпадает с содержанием Правил, - означает, что установленные федеральным законодателем правила предоставления налоговых льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории города Байконур, действуют независимо от правовых актов Правительства Российской Федерации. Вместе с тем последующее принятие федеральным законодателем и ежегодное подтверждение им действия норм, воспроизводящих нормы Правил, позволяет сделать вывод о том, что само постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 747 в настоящее время не имеет самостоятельного регулятивного значения.
Кроме того, поскольку в соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта не соответствующим Конституции Российской Федерации (на чем настаивают заявители) является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, воспроизводящих нормативный акт, признанный неконституционным, или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения, продолжение Конституционным Судом Российской Федерации производства по данному делу означало бы оценку конституционности норм федеральных законов о федеральном бюджете, которые заявителями не оспариваются.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, статьей 68 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
2. Настоящее Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации